Угол свой, но тесный

Среди жителей развитых стран мира россияне демонстрируют самый высокий уровень недовольства жилищными условиями. Это неудивительно, если учитывать неудовлетворительное качество жилого фонда и общую стесненность проживания.


akt.jpg

Хотя времена принудительных уплотнений в России давно прошли, большинство граждан по-прежнему живут в стесненных условиях


ООН рассматривает наличие жилища как необходимую составную часть достаточного уровня жизни и одно из базовых прав, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека. Среди ключевых характеристик «адекватного жилья» выделяют оснащенность инфраструктурой (системы снабжения питьевой водой, санитарии и гигиены, удаления отходов), финансовую доступность (расходы на жилье не должны ставить под угрозу другие основные потребности) и пригодность для проживания (защита от холода, сырости и прочих угроз для здоровья). Минимальными международными стандартами считаются не менее 30 кв. м жилой площади на душу населения и не менее одной комнаты на каждого жильца отдельной квартиры или дома. Нa сегодняшний день отечественный жилой фонд не отвечает ни одному из этих критериев.


По уровню обеспеченности жильем Россия значительно уступает не только развитым западным странам, но и прибалтийским республикам бывшего СССР. В Литве на каждого жителя приходится 30,9 кв. м, в Латвии -28,9 кв. м, в Эстонии -27,9 кв. м. Российский показатель с 2000 по 2012 год вырос с 19,2 до 23,4 кв. м и сейчас находится между Словакией (21,5 кв. м) и Сербией (22,3 кв. м). В пересчете обеспеченности на комнаты России проигрывает всем без исключения государствам –участникам Организации экономического сотрудничества и развитии (не менее одной комнаты на человека) и даже коллеге по блоку БРИКС Бразилии (1,4 комнаты на человека). К этому можно добавить абсолютное лидерство РФ по доле населения, не имеющего дома такого удобства, как сливной туалет.


Неудивительно, что только 62% россиян, по данным ОЭСР, удовлетворены своим жильем. И это несмотря на то, что в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье. Массовая приватизация квартир в постсоветский период рассматривается обществом как общепризнанное улучшение жилищных условий. В Германии, где жильем довольны 93%, населения только 45,8% живут в своих домах. На самом деле передача в частную собственность не слишком качественного советского жилого фонда вместе с ориентацией застройщиков на продажу квартир служит скорее препятствием для действительно значимого улучшения жилищных условий населения через развитие рынка аренды.


image-03.jpg


Коммуналка на вырост


Вопреки широко распространенному мнению россияне платят за коммунальные услуги значительно меньше жителей других развитых стран


image-04.jpg


По оценке ОЭСР, в России на оплату жилья уходит всего 11% дохода домохозяйств. Это примерно вдвое меньше, чем в среднем в государствах-участниках организации. Правда, подсчеты ОЭСР сделаны относительно «чистого скорректированного дохода после уплаты налогов». То есть суммы, которую реально может потратить на приобретение товаров и услуг. В России ставки налогов на доходы и имущество гораздо менее обременительны, поэтому доля трат на ЖКХ высчитывается от относительно большого чистого дохода. Еще один важный нюанс: по методологии ОЭСР в общую сумму расходов на жилье включаются расходы на аренду. В России, за исключением крупнейших городов, рынок аренды практически отсутствует. А в некоторых развитых странах в арендном жилье живет более 50% населения.


Существуют и объективные факторы, объясняющие сравнительную дешевизну содержания отечественного жилья. Прежде всего это стоимость ресурсов. Еще до начала девальвации рубля в 2014 году жители российских городов в долларовом выражении платили за электроэнергию, газ и воду существенно меньше, чем в западных мегаполисах. Сейчас платят меньше в 5-7 раз. Кроме того, сектор ЖКХ в России работает не совсем в рыночном поле. Государство помимо прямого субсидирования оплаты жилья и коммунальных услуг населением ограничивается рост тарифов и несет бремя капитальных вложений. В консолидированном бюджете РФ 2013 года госрасходы на ЖКХ составили более 1 трлн руб. (Объем платежей населения за ЖКУ – 1,3 трлн руб., общий оборот отрасли – 4 трлн руб.)


Рейтинг стоимости ЖКУ по городам мира от сервиса Numbeo демонстрирует на первый взгляд парадоксальные вещи. Коммунальные услуги для квартир в столице Анголы Луанде ($223,2) дороже чем в Берлине ($223,2), а в Багдаде ($200) и Кабуле ($199,5) обслуживание жилья сравнимо с Амстердамом ($200,1). Объясняется это просто. В рейтинге учитывается жилье гораздо больше среднестатистической даже для развитых стран (85 кв.м). Кроме того Numbeo – глобальный пользовательский сервис, поэтому о стоимости ЖКУ в Луанде и Багдаде мы узнаем не от коренных жителей, а от экспатов, живущих в специфических по местным меркам условиях.


image-05.jpg


image-06.jpg

Дом с дырой


Во всем мире ЖКХ пытаются сделать более экологичным и эффективным за счет использования альтернативных источников энергии и инновационных технологий строительства. Экономить, судя по объему госсубсидий и количеству должников, в глобальном масштабе пока не получается.


image-07.jpg

Солнечные батареи – один из самых распространенных, но далеко не самый дешевый альтернативный источник энергии


ЖКХ демонстрирует один из самых высоких уровней потерь ресурсов в мировом экономике. Потери электричества в сетях оцениваются Международным энергетическим агентством почти в 1,8 трлн кВт.ч ежегодно. Относительно общего выпуска этот показатель с 1970-х годов практически не изменился и сейчас составляет 8,3%. Ежедневные потери питьевой воды в коммунальных системах, по даным ООН, достигают 45 млн куб. м. Поэтому развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии и ресурсов видится оптимальным способом повышения эффективности сектора. Однако, за исключением геотермальных и гидроресурсов, чистая энергетика слишком дорога по сравнению с традиционной, даже несмотря на существенную господдержку.


Государственное вмешательство играет заметную роль и в обеспечении необходимых жилищных условий для населения. С 2007 по 2012 год в России субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг выросли с 60,4 млрд до 303,6 млрд руб. В общем объеме расходов на пособия и социальную помощь их доля увеличилась за тот же период с 9,5% до 15,7%. Российские госрасходы на жилищные субсидии сопоставимы с аналогичными статьями бюджета крупных развитых стран, а условия получения льгот в России гораздо мягче. В Москве критерием служит превышение расходов на жилье 10% совокупного дохода семьи. В США соответствующая планка -30%. К тому же в России программы субсидирования распространяются на собственников жилья, а на Западе на них могут рассчитывать только арендаторы. Проблема неплатежей в России стоит не так остро, как принято считать. Всего 6,4% россиян имеют задолженность за коммунальные услуги. Это гораздо меньше показателей балканских стран, прежде всего Греции с 35,2% неплательщиков. Основная трудность заключается в слабом правовом регулировании работы с долгами за ЖКУ. До недавнего времени в России передача такого долга коллекторским агентствам была вне закона. На Западе это общепринятая практика. По этой причине, а также в силу неэффективности исполнения судебных решений отечественные управляющие компании иногда применяют специфические методы воздействия: размещают в подъездах домов информацию о размере задолженности по квартирам или перекрывают канализацию при помощи запорных систем.


image-08.jpg



Статья из экономического еженедельника ИД «Коммерсантъ» «Деньги» №47 (1005) 01.12 – 07.12.20014.

Хочешь получить скидку? Оставь свои контактные данные

Все поля
обязательны для заполнения

Обратный звонок
Записаться на просмотр